Сормовская линия Нижегородского метрополитена


Сормовская линия — вторая линия Нижегородского метрополитена. Введена в эксплуатацию 20 декабря 1993 года.

Станция «Московская» является единственной пересадочной станцией Нижегородского метрополитена, имея кроссплатформенную пересадку между Автозаводской и Сормовской линиями. Ранее, в связи с отменой строительства станции «Ярмарка» с оборотами, до пуска в 2012 году на Автозаводской линии начала Нижегородского радиуса с метромостом и станцией «Горьковская», Сормовская линия функционировала как продолжение Автозаводской линии со сменой направления движения на левостороннее по станции «Московская». В данный момент и до строительства оборотных тупиков на «Московской» организовано вилочное движение — со стороны станции «Парк культуры» поезда идут до станции «Московская», после этого каждый третий поезд идет до станции «Буревестник» Сормовской линии, а два из остальных — до станции «Горьковская» Автозаводской линии. После строительства оборотных тупиков линии будут окончательно разделены.

С момента запуска и по настоящее время на линии ходят четырехвагонные поезда.

По исходным проектам линия состояла из собственно Сормовского и Нижегородского (Нагорного) радиусов. Вскоре было принято решение в Сормовскую линию передать Мещерский радиус, а в Автозаводскую — Нижегородский.

Из-за особенностей путевого развития пересадочной станции «Московская» выделение линии в самостоятельную могло быть осуществлено либо сразу при открытии следующей за «Московской» станции «Ярмарка» (как это планировалось изначально), либо после оборудования оборотного съезда на построенной части перегона до этой станции. Начавшееся было строительство станции «Ярмарка» было отложено на далёкую перспективу, а в 2012 году отменено.

Изначально предполагалось дальнейшее продление линии по Сормовскому радиусу. Однако, в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, нижегородские городские власти приняли решение отложить продления Нижегородского радиуса Автозаводской линии и Сормовского радиуса Сормовской линии и строить в первоочередном порядке Мещерский радиус Сормовской линии метро к новому стадиону на 45 тыс. мест со станциями «Стрелка» и «Волга» Одновременно новый радиус в составе сети метрополитена позволит обеспечить связь всего «спального» микрорайона Мещерское озеро с нагорной частью, Ленинским, Автозаводским, Московским и Сормовским районами города.

Также в июле 2012 г. было сообщено о ходе работ по проектированию Сормовской линии с проработкой трёх вариантов прохождения Мещерского радиуса и расположения станций. Один из них предусматривает строительство 3-х станций: «Стрелка», «Мещерское озеро» и «Волга». Два других укорачивают строительную длину линии через исключение станции «Мещерское озеро» и предполагают различные подварианты расположения «Стрелки». При этом расположение конечной станции «Волга» во всех вариантах остаётся постоянным, что в будущем позволит продлить метрополитен до города Бор (под Волгой), где должен появиться Globe-town в отдалённой перспективе.

Также затем было объявлено, что несмотря на то, что изначально предполагалось строительство четырех станций метро на Мещерском радиусе Сормовской линии, но из-за ограничений по времени (до чемпионата осталось 6 лет) городские власти решили ограничиться только двумя станциями — «Стрелка» и «Волга», которые должны функционировать к 2018 году. При этом было принято окончательное решение отказаться от станции «Ярмарка», которая изначально была ориентирована на декоративную функцию (с неё открывается красивый вид на реку, но при этом пассажиропоток там незначительный), поскольку большой важности эта станция не имеет и её строительство признано нецелесообразным в нынешних условиях. Начатые и в значительной мере построенные в 90-е годы тоннели до станции «Ярмарка» использоваться не будут, а трасса Мещерского радиуса будет совершенно новой. Радиус пойдет от станции «Московская» по откосу вдоль реки Оки, через Стрелку и через весь микрорайон Мещерское озеро. Станция метро «Мещерское озеро» также строиться не будет и пока будет пропущена.

Проектирование станции «Стрелка» должно быть проведено к концу 2013 года. При этом разрабатывается обход сложного участка развязки Канавинского моста, чтобы не были задеты его подпорные стенки и сваи/ Начало строительства Мещерского радиуса Сормовской линии от станции «Московская» до станции «Волга» запланировано на начало 2014 года. Перед этим проходит конкурс по выбору генерального подрядчика. Проходка перегонных тоннелей будет выполнятся закрытым способом с помощью механизированного щитового комплекса. Станционные комплексы будут строится открытым способом с использованием искусственной системы водопонижения на период строительства. Завершить строительство этого участка планируется к 2018 году.

Следующим участком Сормовской линии планируется удлинение её Сормовского радиуса на 2 километра на северо-запад до станций «Варя» и «Сормовская». Согласно перспективной схеме развития нижегородского метрополитена, далее последует продление линии на 5–6 километров по одному из двух вариантов: либо через площадь Славы и пересадку на пригородные поезда железной дороги в Починках до микрорайонов Корабелов и Гаугеля, либо через микрорайоны Светлоярской и Корабелов до Копосово.

Работы по строительству и рабочему проектированию продления Сормовской линии метро до центра Сормова и далее, по состоянию на 2012 год, не ведутся. Этот участок метро заложен в концепцию развития нижегородского метрополитена до 2025 года.

На Бору в будущем может быть начато строительство станции метро, сообщил председатель регионального парламента Евгений Лебедев на торжественном собрании, посвященном Дню города Бор.

«По предварительным данным проект по строительству стации „Стрелка“ оценивается в восемь миллиардов рублей», — сказал Челомин на заседании 31 января 2013 года. По его словам, в 2013 году планируется выполнить проект новой станции. «Стоимость проекта оценивается в 2% — 3% от общей стоимости работ», — пояснил министр. Челомин добавил, что регион рассчитывает на софинансирование этого проекта из федерального бюджета. Ввод станции намечен на 2016 год. Строительство станции «Стрелка» в Нижнем Новгороде оценили в 8 млрд

Сормовская линия на карте Нижегородского метрополитена (синий цвет)

data-cke-saved-src=/images/images/metro-nn.gif




  • Расширенный поиск